Юнжчы Чен: Урегулирование кризиса с «зеленому» тарифу не должно проходить путем дискриминации инвесторов

Правительство в очередной раз планирует снижение «зеленого» тарифов, которые внедрялись для стимулирования развития возобновляемой энергетики. В частности, согласно представленному недавно проекта Меморандума между Министерством энергетики и окружающей среды с одной стороны и участниками рынка с другой, предлагается снизить «зеленый» тариф для солнечных электростанций, введенных в эксплуатацию до 2020 года на 15%, после — на 2,5% .

Ретроспективное снижение тарифов для существующих объектов происходит в Украине не впервые. В 2015 году «реструктуризацию» тарифа на 44% провели для солнечных станций китайской госкорпорации CNBM. Таким образом, планируемое снижение «зеленого» тарифа будет уже вторым за время работы компании в Украине.

В интервью РБК-Украина представитель китайской государственной корпорации CNBM New Energy Engineering Юнжчы Чен рассказал о ситуации с инициативой правительства по снижению «зеленого» тарифов и то, почему инвестиционный климат в стране под угрозой.

— Принимала CNBM участие в обсуждении представленного министерством проекта Меморандума? Учитывались ваши предложения?

— Нет, несмотря на то, что CNBM является одним из крупнейших игроков на рынке солнечной энергетики в Украине, игроком, который первым поверил в «зеленую» энергетику в Украине и, первым почувствовал на себе снижение тарифов, нас не приглашали на заседания рабочих групп и не спрашивали нашему мнению об очередном снижении тарифов

Мы считаем такую ​​инициативу дискриминационной по отношению китайского бизнеса, поскольку наша компания единственная, которую снижения тарифов уже коснулось в 2015-16 году.

Напомню, тариф был снижен исключительно для СЭС мощностью более 10 МВт, то есть только для 10 наших объектов. Авторы закона хотели видеть за спиной китайской госкорпорации, которая входит в список 500 крупнейших компаний мира, руку кого-то из бывших чиновников Украины. Мы с документами на руках доказывали, что это не так, но нас не хотели слушать и не услышали — в результате тариф исключительно для наших станций был снижен на 44%.

— Правительство подчеркивает, что снижение тарифов для возобновляемых источников позволит сбалансировать, прежде всего, финансовую ситуацию в отрасли путем экономии нескольких миллиардов гривен на выплаты инвесторам. Это похоже на здоровую идею в условиях кризиса. Почему для вашей компании это кажется дискриминацией?

— Начать нужно не по решению проблем в области, а из того почему эти проблемы возникли и что стало причиной кризиса. Для этого достаточно посмотреть на динамику роста мощностей возобновляемой энергетики в Украине. И мы увидим, что в 2018 и, особенно, в 2019 году произошел резкий скачок в количестве введенных мощностей. Это сопровождалось существенным падением стоимости основного генерирующего оборудования (в солнечной энергетике — это фотогальванические элементы). Мы являемся крупным производителем и на практике знаем, что за последние годы стоимость оборудования упала более чем в 4 раза, а если сравнивать с 2011-2012 годом более чем в 6-8 раз. И это на фоне постоянного «зеленого» тарифа, установленного еще в 2016 году. Очевидно, это привело к немедленному «перегрева» отрасли при бездействии власти в 2018-2019 годах — результаты чего мы и видим сейчас.

Приведенные мною факты общеизвестные, публично обсуждаются и даже указанные в меморандуме, который обсуждает Министерство энергетики.

Коллективно искать выход из кризиса есть, как Вы говорите, здоровой идеей — но в нынешних реалиях предлагается выход искать исключительно за счет инвесторов. Обсуждается модель уменьшения гарантированного тарифа, но не предлагаются встречные шаги с других сторон: идея о продлении сроков действия тарифов уже не обсуждается, а послабления со стороны банков даже не были на повестке дня. Все предлагают уменьшить доходы инвесторов, но никто не предлагает пропорционально списать долги банков или уменьшить ставки финансирования.

Что касается дискриминации в отношении нас — то тут тоже все очевидно. Начнем с того, что компания CNBM и ее объекты в Украине никакого отношения к ситуации, нет. Мы построили последний объект в 2013 году и после этого не инвестировали в новые проекты — то есть не участвовали в резком росте мощностей в последние годы, что и привело к кризису. Оборудование на наших объектах было куплено по ценам 2011-2012 года, которые были более чем в 6-8 раз выше нынешних. Соответственно и тариф, тогда внедрялся, должен был покрывать большие расходы на основные фонды. Из этих же показателей рассчитывалась окупаемость проекта, кредитования и т. Д. А главное — в 2015 году выборочно снизили тариф только для наших компаний, и снизили на 44%.

При этом после снижения тарифа мы провели реструктуризацию с банками и продолжаем исправно платить по кредитам, выплачиваем зарплаты, налоги, реализуем социальные проекты. Повторное снижение тарифов для наших СЭС сделает невозможной дальнейшую реструктуризацию и приведет к банкротству наших компаний и невозврата кредитов банкам.

— Какие шаги вы сделали со своей стороны, чтобы донести свою позицию?

— Мы направили соответствующие письма законодательной власти — в профильный комитет, исполнительной власти — в Офис президента, премьер-министру Украины, министру энергетики — где четко выразили нашу позицию о невозможности и несправедливости повторного снижения тарифов для наших активов. Но все же надеемся на личные встречи. Кроме того, насколько нам известно, аналогичное письмо также было направлено Китайской торговой ассоциации, как крупнейшим объединением китайского бизнеса в Украине, и «Ощадбанка», где обслуживается наш самый кредит.

Кстати, для «Сбербанка» потенциальная потеря платежеспособности одним из крупных заемщиков может обернуться серьезными последствиями. Мы только за 2019 выплатили банка 436400000 грн процентов и 139 500 000 грн тела кредита. После 2015 года мы уже один раз реструктуризировали свою задолженность. Банк должен был сформировать под такую ​​»проблемную» задолженность дополнительные резервы. При снижении тарифов остаток долга придется реструктуризировать еще раз, и явно на более долгий срок, чем до 2029 года. А это неприемлемо ни для нас, ни для банка, поскольку ставит под угрозу интересы и вкладчиков, и государства.

— Какая сегодня альтернатива сокращения расходов на «зеленую» энергетику для правительства?

— Мы рассматриваем эту ситуацию не столько с точки зрения энергетики, сколько с точки зрения отношения к иностранным инвесторам в целом и к китайским частности. Тарифы — это обязательство Украины перед инвесторами. Снижению (при наличии гарантии неизменности до конца 2029) — невыполнение этих обязательств. И вот на одной чаше весов у нас экономия от невыполнения обязательств и потеря репутации надежного партнера для иностранного бизнеса, а на другой — защита инвесторов, понятные и равные для всех правила игры и возможность привлекать еще больше из-за рубежа. Выбор кажется очевидным, но не для всех участников процесса.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *